Любознайки. Для вас, родители будущих первоклассников

Тест для проверки готовности ребёнка к школе
  • Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
  • Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
  • Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  • Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  • Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не менее чем из 5 предложений?
  • Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  • Умеет ли он изменять существительные по числам?
  • Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  • Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  • Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
  • Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  • Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  • Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  • Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
  • Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  • Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
  • Может ли он обобщать понятия (например, назвать, одним словом, “овощи” помидоры, морковь, лук)?
  • Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д.?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста.

Если оно составляет
15-18 баллов – можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
10-14 баллов – Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание; вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;
меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Как делать уроки с первоклассником

Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать   уроки, а только проверяют   уже   выполненное   задание.   Но   не   каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее   задание — это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хотя бы своим присутствием.

Непременным атрибутом учебы являются – школьные принадлежности. Всевозможные пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки – первоклассник   воспринимает, как новые игрушки. Поэтому не экономьте на этих   необходимых атрибутах.   Позвольте ребенку участвовать в выборе школьных принадлежностей, они поддерживают интерес к учебе.

Первокласснику необходим твердый распорядок дня. После школы и обеда – дайте малышу один-два часа свободного времени.

Пусть он отдохнет, отключится, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается. Оптимальное время для выполнения уроков 16-17 часов – малыш уже отдохнул после школы и еще не устал играть. Только не заставляйте малыша быстро бросить игрушки и садиться за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую.

Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша – возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро.

Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.

Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключении обязательно похвалите малыша «Вот видишь какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появиться позитивная установка «Я сам все могу».

Почаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научиться так же хорошо писать.

В ваших силах внушить малышу волю к победе. (например, «курица   криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет   писать или смириться со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать.

Если ребенок регулярно просиживает над домашними заданиями на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, предложите ему помощь (подчеркните   цветным карандашом буквы/цифры, вылепите из пластилина или нарисуйте   на песке, объясните другими словами). Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (школьным психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая   необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам. Такого малыша рекомендуется не тащить вперед, а наоборот еще на год оставить в подготовительном классе. Лучше потерять один школьный год, чем утратить желание учиться.

Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего малыша невозможного. Пусть лучше у вас вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.

базовые умения ученика